Горы свернули

Горы свернули

 

В дагестанском ауле придумали, как сделать так, чтобы молодежь не разъезжалась

Жители высокогорного аула в Дагестане обустроили свое село: установили веб-камеры, провели беспроводной wi-fi, открыли мусороперерабатывающий цех, а 80-летний строитель разобрал свой старый дом из векового камня, чтобы вымостить им дорогу. На высоте 2000 метров все благоустраивается по последнему слову техники.

Аул Согратль в Гунибском районе издавна называют родником ученых и смельчаков. Согратлю уже более тысячи лет. Здесь разгромили полчища Надир-шаха, кроме того, это был крупный учебно-научный центр с несколькими медресе, богатейшей библиотекой, переплетной мастерской. Местные жители не без гордости говорят, что среди их земляков — порядка тридцати докторов наук, два Героя России и Герой Социалистического Труда.

— История у нас богатая, но, как из многих других сел Дагестана, люди уезжают отсюда в большие города. Всего в ауле 580 домов, в 2010 году на учете стояло 246 домов, в которых жили люди, а в 2016-м таких стало 189, — говорит глава села Магомед Гаджиомаров. — Как сделать так, чтобы молодежь в селе оставалась? Решили мы развивать туристический бизнес. А для этого надо было так обустроить аул, чтобы отдых в наших горах был не хуже, чем в Европе.

Начали с порядковых номеров. Учитывали не только домовладения и количество проживающих в них человек, но и другие важные подробности.

— Теперь все занесено в компьютерную программу, и я знаю, сколько в ауле ветеранов, инвалидов, какие у них проблемы, какие мы можем им дополнительные услуги оказать, — объясняет глава поселения.

Для решения разных важных задач согратльцы создали Фонд социально-экономического развития села, бюджет которого формируется из благотворительных пожертвований. Основные взносы приходят от земляков-предпринимателей, которые живут в разных регионах страны и за рубежом.

Первым делом надо очистить родное село и его окрестности от мусора, единодушно решили сельчане.

— Переработка бытовых отходов — это вообще больное место для Дагестана, а для высокогорных сел особенно. В горах нет мусорных полигонов и вокруг Согратля образовалось с дюжину свалок. Но за полгода мы их ликвидировали, — не без гордости говорит Магомед Гаджиомаров. — Каким образом? Выходили на субботники. Я в спецовке шел впереди, а за мной добровольцы. Много хлама мы сожгли, стали думать, куда девать пластиковые бутылки? И открыли мусороперерабатывающий цех. Деньги на закупку оборудования взяли из фонда, оттуда же платим зарплату рабочему. А в скором времени в ауле будет запущено предприятие по переработке стекла и резины.

На горной дороге, где опасные повороты, установили специальные зеркала, отражающие опасный участок — для безопасности водителей. А в самом ауле — видеокамеры.

Интересуюсь, зачем на улицах аула, где все знают друг друга, установлены веб-камеры?

— Для удобства жителей. Старики, например, смотрят, пришла ли маршрутка из Махачкалы. Туристы видят, какая погода в Согратле. А одна наша землячка, которая сейчас живет в Белоруссии, почти каждый день наблюдает, как ее мама идет на работу в больницу. Земляки у нас в Канаде живут, в Америке, тоже любят наблюдать, как меняется родное село, — рассказывает Магомед.

Благодаря местным жителям аул преображается чуть ли не на глазах. 80-летний Магомед Саидов за свой счет вымостил дорогу в центр села. Для этого аксакал разобрал старый дом из векового камня, а еще изобрел самодельный подъемный кран. Он по профессии инженер-строитель и сейчас строит для своей семьи новый дом. Мебель в нем — собственного производства, изготовленная на специальном столярном станке — очередном изобретении Магомеда.

— Хочу подать пример молодежи, чтобы тоже строили, оставались на земле своих предков, — говорит пенсионер.

Российская газета