Слово о А. Даниялове. К 110-летию со дня рождения
О таких людях, как Абдурахман Даниялович Даниялов, писать сложно – прошло много времени, большая разница в возрасте,… хотя я работал при нем почти 8 лет руководителем разных республиканских ведомств.
Главная сложность – его жизнь, работа были очень далеки и недостижимы до нас – молодых руководителей. Теперь, с высоты времени, изучая историю, время, когда Даниялов так долго руководил Дагестаном, мы стараемся вспоминать кое-что о былом, отрывками… Если ты не был его ровесником, его соратником, другом, товарищем писать о нем полноценно – какой он был человек, руководитель – почти невозможно.
Я часто читаю воспоминания людей о Даниялове, Умаханове и удивляюсь: иногда о них пишут люди, которые их и не знали, с ними не общались. Мы сегодня полностью не представляем, каково было Даниялову руководить Дагестаном в предвоенные, военные годы? Как боролись с нищетой, разрухой, с неграмотностью населения? О чем они думали, когда фашисты были уже на Северном Кавказе, когда надо было помогать фронту? Как ему и его соратникам удалось мобилизовать дагестанцев на борьбу с фашистами?
На войне с фашизмом боролись около 190 тысяч дагестанцев, из них половина не вернулись. Дагестан в 1941-1945 годы дал родине 75 героев Советского Союза, когда многие союзные республики – 3-4 героя. И то, наверно, были факты, когда порой эти звания представителям союзных республик присваивались с учетом национальной политики…
Когда в годы Великой Отечественной войны из республик Северного Кавказа, Крыма, Поволжья было выселено сотни тысяч людей в казахстанские морозные степи (это было преступной ошибкой века), и они были оголены, Совет обороны СССР во главе с И. Сталиным не выселил дагестанцев. Кому, когда, каким образом удалось убедить руководство СССР в том, что дагестанцы все до единого будут насмерть сражаться и не допустят фашистов к азербайджанской нефти? В годы войны все взрослые мужчины на севере Дагестана вручную вырыли противотанковые заграждения. Хотя Председатель КГБ Дагестана генерал Калининский по указанию Л. Берия подготовил записку в КГБ СССР о выселении и дагестанцев, вслед за другими народами, А. Даниялов остановил эти подлые планы. Известно, что Азербайджан и Грузия всегда мечтали поделить Дагестан между собой… Как удалось руководству Дагестана помешать осуществлению планов Берии, Багирова? Для их реализации в самые сложные годы войны в Дагестан был прислан «десант» из Азербайджана, чтоб руководить нашей республикой. На эти вопросы когда-нибудь ответят. Эти архивы до сих пор засекречены.
И внутри Дагестана тоже было достаточно противников Даниялова, желающих его сменить.
Бывая вместе с Абдурахманом Данияловым в разных поездках по районам, отгонным пастбищам, при посещении его в Москве, когда он работал в Институте Востоковедения у академика Гафурова, и когда позволяла обстановка для беседы, я о многом спрашивал его. Я убежден, что он мне рассказывал о событиях лишь то, что было ему позволено, и я ему дал слово не распространяться на эту тему ни с кем, никогда.
Он был умным профессионалом, интернационалистом, патриотом страны, был 5 раз награжден Орденом В.И. Ленина. Сын бедняка из сел. Ругуджа Гунибского района, воспитанник детдома, стал талантливым политиком, организаторам, управленцем, блестящим оратором с сильным характером, мужественным вождем дагестанцев, общественным деятелем, государственником, 30 лет руководил республикой, стал доктором наук.
Он был в первых рядах среди руководителей регионов СССР при И. Сталине, Н. Хрущеве, Л. Брежневе. Перед уходом на пенсию Л.Брежнев пригласил А. Даниялова к себе и сказал, что политбюро хочет присвоить А. Даниялову Звание Героя Социалистического труда. А. Даниялов отказался, поблагодарив его. У него осталась обида на ЦК КПСС.
Судьба подарила нам, дагестанцам, А. Даниялова, М-С. Умаханова, М-А. Магомедова, М. Алиева в самые судьбоносные годы развития Дагестана. Своей бескорыстной службой на благо народа они внесли неоценимый вклад в развитие Дагестана. Посмотрите его дом в Махачкале, в котором прошли последние годы его жизни. Он своим детям оставил свое Великое имя, а не богатство, их у него не было.
Даниялов в моей жизни…
После окончания Львовского экономического университета я приехал на работу в Дагестан в 1958 году. Тогда негде было жить, и летом часто я оставался ночевать на скамейках в парке, и меня иногда милиция ночью выгоняла оттуда. Однажды утром капитан милиции подошел ко мне и повел в обком партии, здание которого было рядом, на ул. Маркова (сейчас там музей). Завели меня в приемную и сказали: «Сам Даниялов вас хочет видеть» и т. д. Я испугался, не знал, что делать – был весь помятый, в кирзовых сапогах. Зайдя в кабинет к Даниялову, я увидел, что там сидит еще один человек, безрукий инвалид (потом я узнал, что это был его помощник А. Данилова, инвалид войны). А. Даниялов поздоровался со мной, осмотрел меня с ног до головы, особенно внимательно посмотрел на мои кирзовые сапоги, и сказал, что он учился в Буйнакском педучилище с моим отцом, хорошо знал его, погибшего на войне в 1943 году. В 1943 году мой отец, после контузии в Керчи, приехал домой в отпуск на неделю, то А. Султанахмедов, секретарь обкома (друг моего отца), повел его к Даниялову (был май месяц). Даниялов сказал отцу, что фашистам уже конец и предложил остаться директором Н-Казанищенской средней школы и заведующим Буйнакским районо. Отец отказался, сославшись на то, что он – политрук батальона и обязан уехать.
Возвратимся к моей встрече с Данияловым. Он пригласил кого-то и сказал: «Позвоните и купите ему костюм». Я отказывался, говоря, что у меня есть костюм. Потом сказал, чтобы я пошел на работу и якобы, и что меня назначат на другую должность. Я начал отказываться, ссылаясь, что я боюсь не справиться, что это большая ответственность и т. д. Он мне сказал: «Я пока здесь, не бойся, в любое время приходи и рассказывай о своих делах» и т. д. Он при мне позвонил в Совнархоз, чтобы мне дали и квартиру. В тот же день я был назначен начальником Управления сельской торговли и снабжения техникой Минсельхоза Дагестана. Тогда мне было 25 лет.
Потом, в 1963 году меня утвердили первым заместителем председателя Дагпотребсоюза, далее – первым заместителем министра торговли Дагестана, а в 1965 году – председателем Госснаба Дагестана. И все годы он следил за моей работой. В период восстановления Дагестана после землетрясения на юге Дагестана в 1966 г. мы часто с ним встречались, и я ему докладывал, как идут дела. Я тогда работал председателем Госснаба.
Когда в 1969 году меня утверждали председателем Дагпотребсоюза, я также отказался, боялся больших должностей, тогда он работал Председателем Верховного Совета Дагестана и меня снова повели к нему вместе с Н.Евдокимовым – председателем Роспотребсоюза, чтобы уговорить меня работать на этой должности. Тогда эта работа в Дагестане считалась самой тяжелой, большой и опасной. Он обнял меня и сказал москвичу: «Мы вам отдаем последний свой резерв, помогите ему, он имеет специальное образование, я знаю его происхождение, знал отца, погибшего на войне».
Потом мы все пошли на бюро обкома партии, где я также отказывался от предложенной должности. Тогда на бюро сидели уважаемые мной и ныне здравствующие председатель Совета Министров ДАССР Алипаша Умалатов и Абдулатип Гаджиев, работавший первым секретарем Дагобкома ВЛКСМ, министром культуры Дагестана, первым секретарем Казбековского РК КПСС.
Когда мне дали квартиру, я с братом, сестрой, женой жили в одной комнате в 9 кв.м., а 2 комнаты в квартире были закрыты. Абдурахман Даниялов поручил Шахрудину Шамхалову, уже первому заместителю председателя Совета Министров ДАССР посмотреть, как я живу. Ш. Шамхалов был у меня на квартире, все увидел, как мы, две семьи, живем 14 лет в одной комнате. Той же ночью нам открыли и другие 2 комнаты.
Я простой парень, 25-летний сирота, кумык, он же – аварец, величина союзного масштаба, глыба, он моей персоне уделил столько внимания. Под его и Умаханова М-С, руководством, я стал руководителем. Таким как я, наверное, они в своей работе помогали сотням людям. Как это можно забыть? Какие есть подобные примеры? В те далекие годы, я сам себе дал клятву не подводить их доверия ко мне, и долгие годы, работая на разных руководящих должностях, до сих пор свой каждый шаг я примериваю, что скажет руководство республики? Всю жизнь работаю честно и плодотворно.
На том свете тоже я буду рассказывать Всевышнему как такие Великие люди, как А. Даниялов, М. Алиев, М-С. Умаханов, М-А. Магомедов, заботились о простых людях, помогая им в их становлении и воспитывая их.
Гамид Бучаев,
Президент ДГУНХ, Эксперт Госдумы РФ, академик